суббота, 12 марта 2022 г.

Развиваем связную речь по теме «ВЕСНА»

 Развитие связной речи. Пересказ.    

Весна в лесу.

С утра уже выглянуло солнышко. Оно выплыло из-за верхушек деревьев золотисто-розоватое и осветило весь лес теплым весенним светом.

А зима никак еще не уступала Всю землю по-прежнему укрывал белый холодный снег, и по-прежнему на концах елей висели сосульки. Но вот они засверкали особенно ярко, и с кончика каждой из них упала на снег первая теплая капля.

Весеннее утро в лесу. Синица звонко запела. Забарабанил о сухое дерево клювом дятел. А на старой ели весна, казалось, уже в полном разгаре: пять подросших птенцов робко перелетали с ветки на ветку. Это были закаленные малыши. Они родились у клестов в суровую зимнюю стужу, а теперь первыми встречают приход весны.

                                                            

По Т.Скребицкому и В. Чаплиной

Вопросы:

  1. О каком времени года говорится в рассказе?
  2. Как ведут себя птицы весенним утром? 
  3. О каких птицах говорится в рассказе?
  4. Как называют клестов, синиц? (Зимующие птицы)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Развитие связной речи. Пересказ.        

Весна.

Пригревает ласковое солнышко. Небо голубое и прозрачное. Тает рыхлый, грязный снег. Бегут веселые, звонкие ручейки. На проталинах показывается молодая, зеленая травка. Вырастают первые ранние цветы. На деревьях появляются изумрудные клейкие листочки. Прилетают шумные перелетные птицы. Наступила долгожданная весна. 

Вопросы:

1. Что пригревает?        

2. Какое небо?

3. Что тает?        

4. Бегут ручейки какие?

5. Что показывается на прогалинах?    

6. Что вырастает?

7. Что появляется на деревьях?        

8. Какие птицы прилегают?

9. Что наступило?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Развитие связной речи. Пересказ.        

Весна.

Наступила весна. Василий выехал в поле. Он пахал поле под хлеб. Василий устал. Но тут подъехала Соня. Она достала хлеб, сало, соль, суп, мясо. Василий поел, отдохнул на соломе, а потом снова пахал без устали.

В поле пыль. Василий весь в пыли. Василий потом отмывался с мылом. Соня все подливала ему воды. 

Вопросы:

1. Какое время года наступило?        

2. Куда выехал Василий?

3. Почему устал Василий?        

4. Кто подъехал к нему в поле?

5. Что Соня приготовила на обед Васе?    

6. Что делал Вася потом?
7. Какой был Вася после работы?        

8. Как помогала ему Соня?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Игровое упражнение «Составь предложения по картинке» 

Инструкция: Спросить у ребенка, сколько слов в предложении. Какое первое, второе, последнее. Образец: Весна наступила.

Пригревает (какое?) солнышко.                                                 Небо (Какое?)

Тает (Какой?) снег.                                                    

Бегут (какие?) ручьи.

На проталинах показывается (какая?) трава.                       На деревьях появляются (какие?) листочки.

Прилетают (какие?) птицы.                                                    Наступает (какая?) весна.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Игровое упражнение «Составь рассказ по картинке» (ответы ребенка записать) 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------



пятница, 11 марта 2022 г.

Домашнее задание для дошкольников на тему Весна

1. Выполните артикуляционную гимнастику

2. Игровое упражнение «Назови ласково» :

Проталина — проталинка

Почка -        

Пень-        

Лужа-        

Лист-         

Весна- 


       

Ручей-                

Трава-                

Огород-        

Льдина-                

Поле-                

Луг-        

Гнездо-                

Солнце-                

Дерево -

Слова для справок: травка, травушка, огородик, солнышко, полюшко, лужок, лужица, деревце, листочек, веснушка, почечка, ручеек, льдинка, гнездышко, пенек.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Игровое упражнение «Какой, какое, какая, какие?» - назови 3-5 признака (ответы ребенка записать) А:

Солнышко - какое? - яркое, весеннее, лучистое, теплое, блестящее.

Травка - какая? - молодая, зеленая, первая, нежная, долгожданная.

День - какой? -        

Деревья - какие? -        

Облака - какие? -        

Ручей - какой? -        

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Игровое упражнение «Узкий - широкий» (ответы ребенка записать) Б:

Дорога широкая, а тропинка узкая.

Река широкая, а ручеек        

Клумба широкая, а грядка        

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Массаж пальцев рук (на каждую цифру разминание фаланги одного пальца;
направление массажных движений - от ногтевой фаланги к основанию пальца).
А,Б:

Раз - сосульки на карнизе.                                        большой палец левой руки      

Два - проталины в снегу.                                         указательный

Три - звенят ручьи и льдины...                              средний                        левая рука

Четыре - тихо плавают в пруду.                              безымянный        

П ять - уже расцвел подснежник.                              мизинец

Шесть - и солнца лучик нежный.                              мизинец

Семь - просторы золотит.                                        безымянный             правая рука

Восемь - птицы прилетели.                                        средний

Девять - слышишь птичьи трели?                              указательный

Десять - ЭТО все весна, вся округа        расцвела.     большой палец правой руки

                                                                                     (И. П. Лукебанова)        

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Игровое упражнение «Что делает? Что делают?» - назвать 3 действия (ответы ребенка записать) Б:

Солнце (что делает?)-        

Дети (что делают?)-        

Снег (что делает?) -         

Почки (что делают?)-        

Птицы (что делают?) -        

Гром (что делает?) -        

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8. Игровое упражнение «Посчитай» (ответы ребенка записать) Б:

Один ручей - два ручья - пять ручьев;

Один говорливый ручей — пять говорливых ручьев;

Одна сосулька - две сосульки -        

Одна блестящая сосулька - две блестящие сосульки -        

Одна большая лужа -        

Одно высокое дерево -        

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10. Игровое упражнение «Какое время года? А что наступит потом?»
(ответы ребенка записать) 
А:

1. Перечили времена года Назови весенние месяцы.

2. Если сейчас зима, то какое время года было до нее? А что наступит потом?        

Если сейчас весна, то какое время года было до нес? А что наступит потом?        

Если сейчас лето, то какое время года было до него? А что наступит потом?        

Если сейчас осень, то какое время года было до нее? А что наступит потом?

7. Игровое упражнение «Один-много» (ответы ребенка записать) Б:

Месяц – месяцев 

Льдина-        

Трава-        

Весна-        

Птица-        

Поле-

Проталина-            

Гнездо-        

Сад-        

Лужа -   

Почка -        

Грядка -        

Ручей -        

Листья -        

Луч -

Дерево-        

Сосулька-        

Подснежник-        

Слова для справок: весен, листьев, проталин, льдин, ручьев, луж, почек, гнезд, птиц, деревьев, сосулек, лучей, грядок, садов, полей, подснежников, трав.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9.Игровое упражнение «Исправь Незнайкины ошибки», «Составь предложение по опорным словам» (ответы ребенка записать) Б:

Дни, а, ночи.                

Солнце, поднимается, греет.        

Холодов, морозов.        

Снег, проталины, набух.        

Ручейки, весенние, по полям, лугам.        

Сосульки, плакали, выросли, провожать, под лучами солнца, которые.                

Деревья, стоять, но, почки, уже, еще, готовы лопнуть.                

Воздух, весна.                

Воробьи, чирикать, приветствовать.        

Грачи, стран, родные края.        

Возвращаются, первыми, гнезда, крики  «гpa-гра».        

суббота, 26 февраля 2022 г.

Домашнее задание для дошкольников на тему МАСЛЕНИЦА

 1.Игра "Сосчитай" от 1 до 5.(согласование существительных с числительными)

один блин, два блина, три блина, четыре блина, пять блинов

(пряник, оладья, гора, песня, танец, частушка, шутка, прибаутка, балаган, театр, скоморох, обычай, карусель)



2. Упражнение "Семейка слов" (упражнять в подборе родственных слов)

Блин - блинчик, блинок, блиночек, блинная, блиница, блинчатый, блинец. Масло-маслице, масляный, масленка, маслобойка, маслить. 

3. Пересказ - развитие связной речи:

Масленица - один из самых любимых в народе  праздников, самый шумный и весёлый. Масленица берет начало еще в древних традициях наших далёких предков - древних славян, которые в конце февраля - начале марта устраивали проводы Зимы. Праздник Масленица посвящался рождающемуся Солнцу. Поэтому и эмблемой этого старинного праздника стал, блин, как знак Солнца.

4.Образование относительных прилагательных.

Масленица, какая? Голова у нее сделана из глины, значит, она …(глиняная), лицо из бумаги - …(бумажное), волосы из соломы, значит, они…(соломенные), руки из камыша -…(камышовые), платок из ситца….(ситцевый), рубашка изо льна -…(льняная), юбка из шерсти -…(шерстяная), лента из шелка -…(шелковая), бусы из картона – … (картонные), подставка из дерева -… (деревянная). 


5.Упражнение «Назови действия»

Что делают с блинами? (Пекут, едят, макают, лакомятся…)

Что делают скоморохи? (Веселят, смешат народ, поют частушки…)

Что делают люди на Масленицу? (Пекут блины, веселятся, радуются, угощают, угощаются, едят, сжигают чучело, просят друг у друга прощенья…)


6.Дидактическая игра “Скажи, какой” 

Масленица (какая?) – Широкая, Честная, веселая, разудалая, сытная…

Блины (какие?) – вкусные, сытные, толстые, тонкие, кружевные, сладкие, жирные, аппетитные…

Скоморохи (какие?) – веселые, заводные, озорные…

Чучело (какое?) – страшное, смешное, потешное, соломенное…

Огонь (какой?) – горячий, яркий, обжигающий, красный, желтый…

Праздник (какой?) - весёлый, народный, русский, славянский, забавный...

Блин (какой?) - круглый, желтый, масленый, гречишный, пшеничный, сладкий, дрожжевой, тонкий, вкусный.... 


7.Составить предложение из слов:

где, тут, мы, блины, и.

семь, Масленица, гуляет, дней.

Идет, Масленица, несет, блин, мед, да.

Провожаем, масленица, ожидаем, свет, солнце.

8.Учим: Масленица, масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придет!

9.Дидактическая игра «Скажи по-другому»

Дети – детвора, ребята Восторг – восхищение, радость

Друг – приятель, товарищ Традиция – обычай

Веселый – радостный, счастливый Народ – люди 



10. Объясните ребенку смысл пословиц и поговорок, выучите по желанию:

Где блины – тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Без блинов – не Масленица.

Не житьё, а Масленица.