четверг, 10 ноября 2022 г.
вторник, 8 ноября 2022 г.
Загадки к лексической теме «Посуда»
Он округлый, но не шар,
Медный - не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках
Люди… (Самоваром!)
• Среди ложек я полковник.
И зовут меня… Половник!
• Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в … (Тарелке)
• А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, … (Чашку)
• На плите - кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый… (Чайник)
• По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот.
(Ложка)
• Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её… (Кастрюлей)
• Будет вкусная еда
С золотою коркою,
Если пользуешься ты…
Верно, сковородкою!
• Сами не едим, а людей кормим (ложки)
• С поварёжкой она дружит
Кашу сварит нам на ужин
Её любит мама Юля.
Как зовут её?(Кастрюля)
• Ем столовой суп в обед,
Чайной пробую десерт,
Дайте мне ещё немножко,
Где моя большая ...
/ложка/ ?
• На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса ...
/вилка/
• Осторожненько, смотри,
В руку ты его бери,
Не всегда и сам поймёшь,
Как порежет руку ...
/нож/
• Нос пыхтит и дышит паром,
Бок горячий пышит паром,
А внутри напиток – травник,
Он – любимый мамин ...
/чайник/
• На плите стоит горячей
Вкусноту под крышкой прячет,
Кашу варит в ней мамуля,
Ручки две, одна ...
/кастрюля/
• Словно блин кругла она,
Съел я кашу всю до дна,
Вижу я улыбку Севки,
Он живёт на дне ...
/тарелки/
• Крутобокий и высокий,
Ох, напьюсь сейчас я соку,
Вкуснотища – не обман,
Опустеет мой ...
/стакан/
• Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая ...
/чашка/
• И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё ...
/сковорода/
воскресенье, 6 ноября 2022 г.
Домашнее задание для дошкольников на тему «Посуда»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассмотреть вместе с ребенком посуду, показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте); объяснить ребенку ее назначение, например: «Это глубокая тарелка. В нее наливают суп, борщ».
рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает кухонная, столовая, чайная; уметь называть части посуды. Например, вот чайник. У него есть ручка, чтобы держать чайник, крышка, чтобы закрывать чайник, носик с отверстием, чтобы удобно было наливать чай, стенки и донышко.
Задание 2. Дидактические игры:
- «Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)
Например, взрослый говорит об одном предмете, а ребенок называет этот предмет во множественном числе: тарелка – тарелки, кастрюля – кастрюли, ложка – ложки, вилка – вилки, стакан – стаканы, половник - половники и т.д.
- «Назови ласково» (образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов).
сковорода – сковородочка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, чашка – чашечка, поднос, сервиз, половник, солонка, маслёнка и т.д.
- «Сосчитай посуду» (согласование существительного с числительным)
Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей, шесть ножей и т.д.
Можно взять слова для счета – стакан, половник, вилка, ложка и т.д.
- «Какая бывает посуда?» (образование относительных прилагательных)
Посуда из стекла – стеклянная; из металла – металлическая; из фарфора – фарфоровая; из глины – глиняная, из пластмассы – пластмассовая и т.д.
- «Как называется?»
Посуда для сахара – сахарница, для соли - …, хлеба, супа, молока,
- «Найди общее»
Чашка и кружка – они круглые, гладкие, устойчивые, белого цвета,; из них можно пить, у них есть ручка.
- Найди разницу»
Чашка и кружка – чашка сделана из фарфора, а кружка – из железа; чашка бьётся, а кружка – нет; фарфор плохо проводит тепло – из чашки хорошо пить чай, не обожжёшь губы кипятком; железо быстро нагревается, и горячий чай из кружки сразу пить нелься, можно обжечься.
- Отбери правильно»
Ребёнок отбирает картинки с изображением чайной или столовой посуды; бьющейся и той, которая не бьётся; сделанной из одного материала.
Задание 3. Отгадать загадки о посуде.
- Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
- Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
- Ходит он из края в край, режет чёрный каравай. (Нож)
-Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую. Обжигают с древних пор, называюсь я … (Фарфор)
Задание 4. Пословицы и поговорки.
- Посуда бьётся - к счастью.
- Без труда не отмоешь добела.
- Не пытайся налить с верхом.
воскресенье, 30 октября 2022 г.
Загадки о России
Откуда яркая матрёшка,
А также вкусная окрошка?
Кого б об этом ни спросили,
Ответят дружно — из … .
(России)
*****
Ее аршином не измерить,
И не обнять ее руками,
Любить ее и свято верить
В страну, в которой живем с вами.
(Родина, Россия)
Калиниченко Валентина
*****
Где раньше сарафаны всюду
Все женщины до пят носили?
Наряды эти — просто чудо,
Они пришли к нам из … .
(России)
*****
Символ мудрости и власти,
Отгоняющий напасти,
Что крылА свои развёл…
Он — двуглавый птах — … .
(Орёл)
*****
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг —
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный … !
(Флаг)
*****
Узнают и тут и там
По расцветке флаг России
Белый-красный по краям,
В середине — синий.
(Триколор)
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй.
(Герб)
*****
Главный город государства,
Хоть республики, хоть царства.
Тут смекалка пригодится:
Вот Москва, она — … .
(Столица)
*****
Уверен, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят.
(Кремль)
*****
Дерево-красавица,
Белым станом славится.
Льют по дубу слёзоньки
Русские … !
(Берёзоньки)
*****
Кукла — символ материнства
И семейного единства.
Сарафан — её одёжка,
Вся из дерева … !
(Матрёшка)
Домашнее задание для дошкольников на тему «Моя страна»
Грамматический строй
1. «Чего много?» (родительный падеж множественного числа)В нашей стране много (чего?) полей.(реки, озера, народ, моря, города, дороги, леса, горы, равнины, поселки, деревни, луга)
2. «Полюбуйся!» (употребление творительного падежа множественного числа существительных)
Мы любуемся (чем?) полем, полями.(река, озеро, площадь, улица, поляна, луг, гора, салют, лес, равнина, море, сад)
3. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)Лес - лесок
(ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют)
4. «СКОЛЬКО их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна река, две реки, пять рек(пруд, гора, город, столица, флаг, поле, дорога,здание, государство, памятник, фонтан, дом)
Связная речь
- Составление рассказа о своей стране по вопросам:
Как называется наша страна?
Как называется столица нашей Родины?
Что находится в Москве?
Кто руководит нашей страной?
Как называется город, в котором ты живешь?
Главная улица в твоем городе.
Какие достопримечательности есть в твоем городе?
Где ты любишь гулять в своем городе?
Твое отношение к своему городу.
Твое отношение к своей стране. - Слоговой анализ
Сосчитай количество слогов в словах :
Родина, Россия, государство, столица, флаг, президент, народ, гимн, страна, город, поселок, деревня, национальность.Нарисуй российский флаг и раскрась его.
суббота, 29 октября 2022 г.
Лексический материал для автоматизации звука [Щ]
Автоматизация звука Щ в слогах
После того, как ребенок научился произносить звук Щ изолированно, можно переходить к автоматизации в слогах.
Автоматизация Щ в прямых слогах:
ЩА – ЩА – ЩА ЩА – ЩО – ЩУ
ЩО – ЩО – ЩО ЩИ – ЩЕ – ЩА
ЩУ – ЩУ – ЩУ ЩО – ЩЕ – ЩИ
ЩИ – ЩИ – ЩИ ЩУ – ЩО – ЩЕ
ЩЕ – ЩЕ – ЩЕ ЩЕ – ЩА – ЩО
В обратных слогах:
АЩ – АЩ – АЩ АЩ – ОЩ – УЩ
ОЩ – ОЩ – ОЩ ЫЩ – ИЩ – ЕЩ
УЩ – УЩ – УЩ ЁЩ – ЮЩ – ЯЩ
ИЩ – ИЩ – ИЩ УЩ – АЩ – ОЩ
ЕЩ – ЕЩ – ЕЩ ИЩ – ЯЩ – УЩ
В интервокальной позиции:
АЩА – АЩО – АЩУ – АЩИ
ОЩА – ОЩО – ОЩУ – ОЩИ
УЩА – УЩО – УЩУ – УЩИ
ИЩА – ИЩО – ИЩУ – ИЩ
Автоматизация звука Щ в словах
После отработки произношения [Щ] в слогах, нужно переходить на слова. Произносить их нужно четко, выделяя автоматизируемый звук.
Автоматизация звука [Щ] в начале слова:
- [ЩА] – щавель;
- [ЩЕ] – щека, щебень, щенок, щетина, щебетать, щекотать;
- [ЩЁ] – щетка, щеки, щелкать, щелочь;
- [ЩУ] – щука, щуп;
- [ЩИ] – щит, щи, щипать, щипцы, щипание.
В середине слова:
- [ЩА] – угощать, пищать, вещать, дощатый, замечать;
- [ЩЕ] – ущелье, ищейка, угощение;
- [ЩЁ] – мощеный, лущеный;
- [ЩУ] – блещут, плещут, трещу, ищут;
- [ЩИ] – общий, кладовщик, ящик, вещи, овощи, упаковщик, зимовщик.
В конце слова:
- плащ, хрящ, овощ;
- вещь, лещ, прыщ;
- товарищ, помощь, плющ, клещ.
Со стечением согласных: помощник, хищник, изящный.
Автоматизация звука Щ в словосочетаниях
Словосочетания не должны содержать звуки, которые ребенок еще не освоил. Для примера приведем несколько словосочетаний, в которых отсутствует сложная в произношении [Р]:
- Тащу ящик.
- Ищу клещи.
- Поющий щегол.
- Кипящий котел.
- Дощатый пол.
- Темное помещение.
- Вещевой ящик.
- Хищная щука.
- Дубовая щепка.
- Вьющийся плющ.
- Большущий лещ.
Автоматизация звука [Щ] в предложениях
В следующих предложениях звук Щ необходимо проговаривать четко. Сначала это делает взрослый, затем ребенок должен повторить:
- «Щенок щиплет щетку», «Коля, тащи щуку», «Петя надел плащ», «Щенку дали хрящ», «В роще щеглы» (из трех слов).
- «Волки рыщут, пищу ищут», «Щенок пищит в ящике», «Щетки в дощатом ящике», «Таня купить зубную щетку», «Овощи тащи – будут щи», «Всякого щеголя не перещеголяешь» (из четырех слов).
- «Коля, ищи щенка в ящике», «Ваня угощает овощными щами Нату», «Катя ищет щетки в ящике», «Во дворе пищит щенок» (из пяти слов).
- «У Тани щетки, а у Вани – щит», «У Кати книга о хищных щуках» (из шести слов).
пятница, 28 октября 2022 г.
Игры для автоматизации звука Ц
Самое сложное- это не постановка звука, а его автоматизация, т. е. введение в свободную речь.
1) Побольше общайтесь с ребенком! Интересуйтесь, как прошел его день, чем он занимался. Когда общаетесь с ребенком, обязательно обращайте внимание на поставленный звук. Если ребенок произнес звук не правильно или пропустил его, остановите ребенка и попросите повторить это слово за вами, обращая его внимание на этот звук.
2) Обязательно выполняйте с ребенком артикуляционную гимнастику. Вы садитесь вдвоем перед большим зеркалом. Сначала взрослый показывает, как выполнять упражнение, затем за ним повторяет ребенок, контролируя свои действия в зеркале.
Чередование ЗАБОРЧИК-ТРУБОЧКА. Заборчик- губы в улыбке, зуба сомкнуты, трубочка- губы вытянуть вперед «трубочкой», зубы сомкнуты.
ЛОПАТКА. Открыть рот, широкий язык выложить на нижнюю губу, язык расслаблен.
НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК. Положить широкий язык между зубами и покусать его.
КИСКА СЕРДИТСЯ. Открыть рот, кончиком языка упереться в нижние зубы. Выгнуть спинку языка, не отрывая кончик языка от нижних зубов.
3) Поиграйте с ребенком дома:
«Тихо-тихо». Ребенок повторяет звук вслед за взрослым, воспроизводит интонацию. Прижимает указательный палец к губам- делает вдох, затем длительный выдох и одновременно произносит звук [ц]- длительно и протяжно.
Взрослый обращается к ребенку: «Наши куклы расшалились. Давайте им скажем, чтобы они сидели тихо: «Ц-ц-ц!»
«Синица». Ребенок изображает синицу, которая летает по комнате и цыкает: «Ц-ц-ц». Повторяет звук вслед за взрослым, воспроизводит интонацию.
Синица, синица- веселая птица!
Где ты была? Где ты жила?
Я сидела по кустам,
Я летала по садам: «Ц-ц-ц».
«Повтори за взрослым». Взрослый произносит слоги, а ребенок повторяет их: ца-ца, ца-ца-ца, цо-цо, цо-цо-цо, цу-цу, цу-цу-цу, цы-цы, цы-цы-цы.
«Ловишки». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук [Ц]: ф, с, ц, ш, ц, н, ш, к, д, ц; са, ца, ша, но, цо, шо, ву, цу, цу, шу; цапля, чашка, заяц, речка, вода, лицо.
3) Занимаясь, со своим ребенком верьте в успех, внушайте ребенку эту веру в успех.
Успехов Вам и Вашим детям в этом важном деле – формировании красивой и грамотной речи!
-
Родителям рекомендуется: 1. рассказать детям о библиотеке и работе библиотекаря, для чего людям нужны библиотеки; 2. прочитайт...
-
Лексический материал: Существительные: армия, Родина, граница, защита, танк, вертолет, корабль, самолет, летчик, моряк, танкист, ветеран...
-
Оркестр Скрипач – на скрипке, Загибают по одному пальчику на левой руке, Трубач – на трубе, ...