Одна из основных задах логопедической помощи- это формирование
навыков звукового анализа и синтеза.
Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на
составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ –
разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает
слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не
воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его
составляющих.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является
звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на
составляющие его элементы (звуки), установление их количества и
последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова,
однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное
сочетание звуковых элементов в единое целое.
Таким образом, обучение письму невозможно без формирования
звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не
до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана,
тана или др.
Звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в
основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих
порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное,
«живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа
звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить
слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если
соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно
побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не,
ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Побуквенное чтение в норме
возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать
правильно, т.е. 1-2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без
коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них
нарушения нормального речевого развития.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено
произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности
звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от
смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить
количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического
восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и
порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ –
способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в
принятой в современной логопедии последовательности:
• выделение в словах первого гласного звука;
• анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
• определение последнего гласного звука в словах;
• определение первого и последнего гласного звука в словах;
• определение наличия либо отсутствия в словах звука;
• определение первого согласного звука в словах;
• определение последнего согласного звука в словах;
• определение гласного звука в середине односложных слов;
• синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
• определение позиции согласного звука в словах;
• определение количества слогов в словах;
• синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.
Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:
1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;
2. способствует предупреждению появления нарушений в письменной
речи в период школьного обучения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий