среда, 13 января 2021 г.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза


Одна из основных задах логопедической помощи- это формирование

навыков звукового анализа и синтеза. 

Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на

составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ –

разделение слова на звуки, из которых оно состоит.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает

слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не

воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его

составляющих.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является

звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на

составляющие его элементы (звуки), установление их количества и

последовательности.

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова,

однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное

сочетание звуковых элементов в единое целое.

Таким образом, обучение письму невозможно без формирования

звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не

до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана,

тана или др.

Звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в

основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих

порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное,

«живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа

звуковой структуры слов.

При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить

слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если

соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.

При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно

побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не,

ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Побуквенное чтение в норме

возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать

правильно, т.е. 1-2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без

коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них

нарушения нормального речевого развития.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено

произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности

звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от

смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить

количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического

восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и

порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ –

способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в

принятой в современной логопедии последовательности:

• выделение в словах первого гласного звука;

• анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

• определение последнего гласного звука в словах;

• определение первого и последнего гласного звука в словах;

• определение наличия либо отсутствия в словах звука;

• определение первого согласного звука в словах;

• определение последнего согласного звука в словах;

• определение гласного звука в середине односложных слов;

• синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

• определение позиции согласного звука в словах;

• определение количества слогов в словах;

• синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;

2. способствует предупреждению появления нарушений в письменной

речи в период школьного обучения.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игры на развитие фонематического слуха

  Игра «Угадай, что звучит ». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды...