Связная речь- одна из важных составляющих речевого развития ребенка.
Связная речь бывает диалогическая и монологическая. Методика развития монологической речи, а именно обучение рассказыванию. Обучению рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действенных средств развития связной речи.
Существуют следующие виды рассказывания:
рассказывание по восприятию (рассказы-описания, рассказы по картинам и сериям картинок, пересказ)
рассказывание по памяти (из личного опыта детей)
творческое рассказывание (рассказывание по воображению)
В каждой возрастной группе свои задачи развития связной речи. А также для каждой возрастной группы характерно постепенное усложнение каждой задачи.
В младшей группе проводится подготовительная работа по развитию связной речи.
Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по серии картинок (3-4 картинки), по демонстрации действий.
Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях.
Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам.
Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью педагога.
Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки.
Педагоги формируют словарь детей.
В средней группе начинается обучение рассказыванию.
Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца
Формировать умение составлять рассказ из 2-3-х простых предложений по картине, серии картинок (4-5 картинок), а затем с помощью взрослого составлять короткий рассказ по алгоритму или предложенному педагогом плану.
Учить детей составлять описательный рассказ по предмету, картине; упражнять в составлении рассказов по картине с использованием мнемотаблиц.
Формировать навык пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой (картинки, мнемотаблицы)
Заучивать стихотворения с опорой на наглядность (от 6 строчек)
Дети сначала повторяют небольшие рассказы за педагогом, к концу учебного года пытаются составлять рассказы самостоятельно, пользуясь готовым планом.
В старшей группе продолжается формирование самостоятельных форм речи, обучение составлению описательных рассказов (без помощи педагога), рассказов по картине (с помощью педагога), пересказов по плану, составленному совместно с педагогом.
Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах по образцу, предложенному плану;
Связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок (5-6 картинок) и сюжетной картины с последовательно развивающимися действиями по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Заучивать стихотворения с опорой на наглядность и без (от 8 строчек)
В подготовительной группе совершенствуется навык составления рассказов по картине, серии картинок, пересказа, сравнительного рассказа. А также обучение рассказыванию без опоры на наглядность, по самостоятельному замыслу, с элементами творчества, т. е. придумать, что было до или после.
Закреплять умение составлять описательные рассказы, загадки-описания по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
Закреплять навык пересказа знакомых сказок.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Формировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по серии картинок (6-8 карт) с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. В том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Заучивать стихотворения с опорой на наглядность и без (от 10 строчек)
Ознакомьтесь со структурой ООД
Описательный рассказ
Младшая группа- по вопросам педагога
Средняя группа- составляет рассказ педагог по 1ой картинке, дети повторяют за педагогом, по готовому плану, затем по другой картине составляют дети с помощью педагога.
Старшая группа- составляют рассказ дети по коллективно составленному плану без помощи педагога, но с опорой на мнемотаблицу.
(Это мишка. Он большой, мягкий, коричневый. У него круглая голова, четыре лапы. В лапах он держит большое розовое сердце. На голове у мишки круглые уши, черные глаза, черный нос, и красивый розовый бантик. Я люблю играть с мишкой.)
Подготовительная группа- дети составляют рассказ по самостоятельно составленному плану.
(Я хочу рассказать о белом медведе. Это дикое животное. Он живет на крайнем Севере. Белый медведь- крупное животное. Его тело покрыто белым густым пышным мехом. У медведя мощное туловище, сильные лапы, большая голова, небольшой хвост. На лапах у медведя острые длинные когти. Они нуны не только для того, чтобы ловить добычу, но и чтобы не скользить по льду. Также у медведя огромные острые зубы, потому что белый медведь — хищник. Он охотится на тюленей, ловит крупную рыбу.)
(Это яблоко и груша. Яблоко и груша- фрукты. Они растут в саду на деревьях. Яблоко круглое, красное. Груша овальная, желтая. У яблока гладкая кожица, а у груши шершавая. Яблоко кисло-сладкое, а груша сладкая. Из груш и яблок готовят соки, джемы, варенье, варят компоты. Я больше люблю груши)
Составление рассказа по картине
Младшая группа. Примерный план занятия.
Предварительная работа. Игра с кубиками на ковре. Педагог приглашает детей на ковер и вывозит большой грузовик с кубиками.
Организационный момент. Мотивация. Прочтения стихотворения.
Рассматривание картины, беседа по ней.
Дети, давайте рассмотрим картину «Мы строим дом». Кого вы видите на ней? Начните ответ со слова «мы»... Что они делают?... Какой у них получился дом?... Какая крыша у дома?... (педагог собирает ответы детей в описание постройки полностью) Давайте рассмотрим детей. Посмотрите на мальчика в синем комбинезоне... (после собираем все ответы детей в рассказ про каждого ребенка) Что вы видите на картине слева? (собираем ответы детей в рассказ о группе)
Физминутка
Рассказ детей по картине по вопросам педагога
Подведение итогов.
Средняя группа. Примерный план занятия.
Предварительная работа.
Организационный момент. Мотивация. Прочтения стихотворения.
Рассматривание картины, беседа по ней.
Рассмотрение плана
Физминутка
Рассказ нескольких детей по картине, и после рассказ ребенка полностью по плану.
Подведение итогов.
Старшая группа. Примерный план занятия.
Предварительная работа.
Организационный момент. Мотивация. Прочтения стихотворения.
Рассматривание картины, беседа по ней.
Коллективное составление плана
Физминутка
Рассказ по картине с последовательно развивающимся событием по плану.
Подведение итогов.
Подготовительная группа. Примерный план занятия.
Предварительная работа.
Организационный момент. Мотивация. Прочтения стихотворения.
Рассматривание картины, беседа по ней.
Составление плана
Физминутка
Рассказ по картине с последовательно развивающимся событием по плану с элементами творчества, придумать что было до этого момета или после.
Подведение итогов.
Составление рассказа по серии картинок
Средняя группа. Рассматривают серию картинок, распределяют картинки по порядку (4-5 шт), составляют план (план педагога). Педагог дает образец рассказа. После предлагает одному ребенку составить рассказ по 1ой картинке, 2го по 2ой, 3его по 3ей. После предлагает рассказать ребенку полностью, он повторяет весь рассказ. По всем картинкам сразу при помощи педагога.
Старшая группа. Структура та же. Только дети рассказывают по коллективно составленному плану, при минимальной помощи педагога.
Подготовительная группа. + добавляется что было до данных картинок и после без помощи педагога.
Пересказ
Пересказ является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста.
Пересказ- это не механическое воспроизведение текста, он обязательно включает в себя элемент творчества.
Средняя группа. Примерный план занятия.
Предварительная работа.
Организационный момент. Мотивация. Введение в тему.
Чтение, вопросы по содержанию.
Работа над новыми словами.
Рассмотрение плана
Повторное чтение
Физминутка
Пересказ детей с помощью взрослого с опорой на наглядность .
Подведение итогов.
Средняя группа. Пересказывают небольшие сказки, тексты. С опорой на иллюстрации, по подготовленному педагогом планом.
Старшая группа. Совместно с педагогом готовят план пересказа.
Подготовительная группа. Готовят самостоятельно план. Меняют в рассказе, сказке лицо рассказчика и время. Рассказ может быть от первого лица (Я), от 2го лица (Маша).
Комментариев нет:
Отправить комментарий