Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах.
Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.
Режимные моменты:
- Утренний прием детей;
- Утренняя разминка;
- Общее приветствие, групповой сбор;
- Организация культурно- гигиенических навыков;
- Подготовка к приёму пищи;
- Приём пищи (завтрак, обед, полдник);
- Подготовка к НОД;
- Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки;
- Подготовка ко сну, сон
- Групповой сбор (подведение итогов деятельности за день).
- Игровая, трудовая деятельности, индивидуальная работа с детьми.
Утренний прием детей.
Например, утром, встретив ребят, можно проговорить утреннее приветствие: Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Пришли дети в детский сад,
Здесь игрушки ждут ребят,
Ждет здесь Машу верблюжонок,
Сашу ждет большой слоненок,
Даша с мишкою играет,
Тёма Даше помогает,
Нянчит Наденька мартышку,
А Кирюша смотрит в книжку.
Детям весело в саду!
С ними я сюда приду.
Проведение утренней гимнастики.
На зарядку, становись!
Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас бояться,
Пусть они не ходят к нам.
Раз - два, Шире шаг!
Делай с нами так!
В группе нашей каждый день
Делаем зарядку,
Выполняем упражненья
Строго по порядку:
Все присели,
Дружно встали,
Повертели головой,
Потянулись, повернулись
И друг другу улыбнулись!
Организация культурно - гигиенических навыков.
Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот
процесс будет сопровождаться словами:
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли -
Бело - набело отмыли.
Или:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Детям постарше можно сменить четверостишье:
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:
Идет коза рогатая за малыми ребятами.
Кто кашу не ест, кто молоко не пьет –
Забодает, забодает, забодает.
Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,
Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне… Вот и кончился обед.
В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями.
Вот некоторые примеры физкультминуток:
Ветер дует нам в лицо - закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше.
Хомка, хомка, хомячок - полосатенький бочок,
Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять - Хомка хочет сильным стать.
То прогнет, то выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз - пушистый кот.
Чешет он себя за ушком.
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке: когти, шерсть и аппетит.
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки.
Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом
общения возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Во время одевания на прогулку можно использовать такую речевую игру:
Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять.
Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай, и одежду доставай.
Собери носок в гармошку, и надень его на ножку.
Ты другой носок возьми, точно так же натяни.
А теперь скорей вставай и штанишки надевай.
Посмотри, на улице стало холодать.
Пришло время кофточку деткам надевать.
Тушки – тутушки, где твои ушки?
Ушки в шапке, не достанут лапки
Чтобы ушки не болели, быстро шапочку надели.
А потом и куртку.
Так, во время одевания или раздевания детей, воспитатель разговаривает с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д.
Подготовка ко сну, сон.
Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.
Дневной сон
Тишина у пруда,
Не колышется вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия. Игры, самостоятельная деятельность детей
Каждому ребенку минутки – пробудки поднимют настроение:
Светит полная луна - за волной бежит волна,
Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море...
Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум...
Но так долго вредно спать - нам давно пора вставать.
Дети просыпаются.
Солнце уж не спит давно,
Смотрит к нам оно в окно.
Хорошо Вам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Тихо- тихо колокольчик позвени,
Всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись.
И друг другу улыбнулись.
Комментариев нет:
Отправить комментарий