вторник, 21 марта 2023 г.

А вы знаете как правильно говорить с ребенком?

 Вопрос, нужна ли хорошая речь в жизни, ответа не требует – она всегда нужна нам для решения самых насущных жизненных задач! 


⠀ 

Для того чтобы речь детей развивалась успешно, нужна развивающая речевая среда. Что это такое? 

⠀ 

Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей в транспорте и магазине, в музее и на улице и т.д. Но для маленького ребенка дошкольного возраста речевая среда – это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей. Подражая Вам, малыш перенимает все тонкости построения фраз, интонации, темпа и мелодики речи, употребления слов, но он также принимает и все ошибки! Давайте проверим себя. Правильно ли мы говорим с детьми? 


1️⃣В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» - они делают речь смешной, разорванной, несвязной. 

⠀ 

2️⃣Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, ушанка, кепка, шлем, панама, шляпка, бейсболка и т.д. 

⠀ 

3️⃣ В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно – ласкательными словами: 

ножка, дорожка, машинка, ротик и т.д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них! 

⠀ 

4️⃣Правило употребления глаголов в обращении к ребенку/детям. 

Очень часто родители обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!». Это недопустимо – это грубая речевая ошибка. К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давай встанем. Сделаем зарядку». Или: «Встань, пожалуйста, и иди умываться». 

⠀ 

5️⃣Произносите слова правильно, не забывайте о правильном ударении. 

⠀ 

6️⃣Не задавайте ребенку вопросов, в которых изначально заложено отрицание с частицей НЕ, например: «Ты не знаешь, почему птицы улетают на юг?». 

Вместо этого спрашивайте «Почему птицы улетают на юг осенью?». 

⠀ 

7️⃣Избегайте многословия. 

Вместо того, чтобы спросить: «Сейчас я задам тебе сложный вопрос, и мне интересно ответишь ли ты на него или не ответишь– почему люди придумали разный транспорт?» спросите просто: «Как ты думаешь, зачем люди придумали так много разных видов транспорта?» 

⠀ 

8️⃣Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением: 

⠀ 

☝️сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит) 

☝️затем вопросы, требующие размышления анализа. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игры на развитие фонематического слуха

  Игра «Угадай, что звучит ». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды...