среда, 17 января 2024 г.

Развиваем речь в режимных моментах

 


Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах.

Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.

 Режимные моменты

  • Утренний прием детей;
  • Утренняя разминка;
  • Общее приветствие, групповой сбор;
  • Организация культурно- гигиенических навыков;
  • Подготовка к приёму пищи;
  • Приём пищи (завтрак, обед, полдник);
  • Подготовка к НОД;
  • Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки;
  • Подготовка ко сну, сон
  • Групповой сбор (подведение итогов деятельности за день).
  • Игровая, трудовая деятельности, индивидуальная работа с детьми.


Утренний прием детей. 

Например, утром, встретив ребят, можно проговорить утреннее приветствие: Здравствуй, солнце! 

Здравствуй, небо! 

Здравствуй, вся моя Земля! 

Мы проснулись очень рано, 

И приветствуем тебя! 

Пришли дети в детский сад, 

Здесь игрушки ждут ребят, 

Ждет здесь Машу верблюжонок, 

Сашу ждет большой слоненок, 

Даша с мишкою играет, 

Тёма Даше помогает, 

Нянчит Наденька мартышку, 

А Кирюша смотрит в книжку. 

Детям весело в саду! 

С ними я сюда приду.


Проведение утренней гимнастики.

На зарядку, становись!

Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам.

Пусть болезни нас бояться,

Пусть они не ходят к нам.

Раз - два, Шире шаг!

Делай с нами так!

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку,

Выполняем упражненья

Строго по порядку:

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой, 

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись!

Организация культурно - гигиенических навыков.

Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот

процесс будет сопровождаться словами:

Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли теплою водой,

Мыли, мыли, мыли, мыли -

Бело - набело отмыли.

Или:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Детям постарше можно сменить четверостишье:

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:

Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашу не ест, кто молоко не пьет –

Забодает, забодает, забодает.

Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,

Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне… Вот и кончился обед.

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. 

Вот некоторые примеры физкультминуток:

Ветер дует нам в лицо - закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше.          

Хомка, хомка, хомячок - полосатенький бочок,

Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,                             

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять - Хомка хочет сильным стать.

 

То прогнет, то выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз - пушистый кот.                               

Чешет он себя за ушком.

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке: когти, шерсть и аппетит.


Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки.

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом

общения возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. 

Во время одевания на прогулку можно использовать такую речевую игру:

Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять.

Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай, и одежду доставай.

Собери носок в гармошку, и надень его на ножку.

Ты другой носок возьми, точно так же натяни.

А теперь скорей вставай и штанишки надевай.

Посмотри, на улице стало холодать.

Пришло время кофточку деткам надевать.

Тушки – тутушки, где твои ушки?

Ушки в шапке, не достанут лапки

Чтобы ушки не болели, быстро шапочку надели.

А потом и куртку.

Так, во время одевания или раздевания детей, воспитатель разговаривает с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д.


Подготовка ко сну, сон.

Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.

Дневной сон

Тишина у пруда,

Не колышется вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия. Игры, самостоятельная деятельность детей

Каждому ребенку минутки – пробудки поднимют настроение:

Светит полная луна - за волной бежит волна,

Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море...

Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум...

Но так долго вредно спать - нам давно пора вставать.

Дети просыпаются.

Солнце уж не спит давно,

Смотрит к нам оно в окно.

Хорошо Вам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Тихо- тихо колокольчик позвени,

Всех мальчишек и девчонок разбуди.

Все проснулись, потянулись.

И друг другу улыбнулись.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игры на развитие фонематического слуха

  Игра «Угадай, что звучит ». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды...