среда, 28 апреля 2021 г.

Формирование фонематических процессов при помощи дидактических игр

 Для полноценного речевого развития очень важен фонематический слух.


Фонематический слух- это умение различать на слух звуки родного


языка, например: шар-жар, мишка-мышка, лук-люк.


Известно, что несформированность фонематического слуха, зрительного


восприятия у детей отрицательно сказывается на развитии всей


речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности


и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями.


Этому нужно обучать специально в занимательной игровой форме.


Дидактическая игра как раз и является способом обучения и развития всей


речевой функции ребенка и в частности развитием фонематического слуха и


зрительного восприятия. 


Что же такое дидактическая игра, развивающая фонематический слух?


Это многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм


обучающего воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности


детей. 


Дидактическая игра имеет две цели: обучающая, которую преследует


взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с


правилами, специально созданными взрослыми. 


Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая


задача, решая, которую в занимательной форме, дети достигают


положительного результата, игровое действие-основа игры, является рисунком


сюжета игры, правило, которое помогает управлять воспитательно-


образовательным процессом. В игре детей прежде всего увлекает игровое


действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство


удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок


выполняет дидактическую задачу. 


Дидактическая игра имеет и определенный результат, который является


финалом игры, где подчеркиваются достижения каждого ребенка, а для


педагога результатом является показатель успеха детей в усвоении знаний и


умений. 


Специально подобранные и созданные педагогами дидактические игры


по развитию фонематического слуха и зрительного восприятия для детей


обеспечивают:


• развитие на высоком уровне фонематического слуха, что предупреждает


появление дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтения целыми словами. 


• создают условия для ориентировочно-исследовательской деятельности


детей, что достигается через систему действий, включающих не только


словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, звуком,


буквой.


• Развивают различные стороны психической деятельности- внимание,


мышление, память, речь. 


• Закрепляют запас имеющихся представлений о звуко-буквенной стороне


слова, степень подготовленности руки к выполнению графических


навыков.


• Формируют умение принять учебную задачу и разрешить ее


самостоятельно. 


• Формируют навык самоконтроля и самооценки. 


• Помогают наладить отношения с детьми. 


• В процессе таких игр у детей улучшается звукопроизношение,


расширяется активный словарь, заметно проявляется интерес к языку.


Очень важно то, что, осваивая с детьми игры со звуками, мы


воспитываем в наших будущих школьниках внимание, память, воображение,


отличный фонематический слух, учим ребят сравнивать, анализировать,


обобщать, т.е. развиваем мышление дошкольников. Кроме того, знакомство со


звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это


чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью


изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает


человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении


русского языка и литературы в школе.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игры на развитие фонематического слуха

  Игра «Угадай, что звучит ». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды...