пятница, 24 марта 2023 г.

Развиваем фонематический слух у дошкольников

 

  1. Игра «Угадай, что звучит». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.
  2. Игра «Отгадай музыкальный инструмент». Ребёнку предлагается прослушать отрывок записи игры на каком-либо музыкальном инструменте. Ребёнок должен отгадать, какой музыкальный инструмент звучал. Так же, как и в предыдущей игре, можно использовать картинки-подсказки.
  3. Игра «Транспорт». Ребёнку предлагается прослушать звуки, которые издают разные виды транспорта (гудок паровоза, сигнал машины, стук колёс поезда, работа мотора мотоцикла и т.д.), и отгадать, какой вид транспорта издаёт такой звук.
  4. Игра «Погремушки». Для игры понадобится несколько погремушек, издающих разные звуки и отличающихся по цвету. Взрослый, после знакомства ребёнка со звучанием каждой погремушки, прячет их за ширму (либо ребёнок закрывает глаза), издаёт звук одной из них, а ребёнок должен отгадать, какая погремушка издала этот звук (например, синяя, красная или зелёная).
  5. Игра «Отгадай звучащую игрушку». Для игры понадобится несколько звучащих игрушек, издающих разные звуки (свисток, дудочка, погремушка, музыкальная шкатулка и т.д.). Игра проводится аналогично предыдущей.
  6. Игра «Баночки». В маленькие разноцветные баночки (или маленькие пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов») необходимо насыпать разные наполнители (макароны, рис, чечевицу и т.д.). Взрослый издаёт звук одной из баночек, ребёнок отгадывает, какая баночка издаёт такой звук.
  7. Игра «Что это за зверь?». Ребёнку предлагается прослушать запись голосов животных (лай собаки, мычание коровы и т.д.), пение и голоса птиц, а затем отгадать, кто из животных (птиц) так подает голос.
  8. Игра «Кто тебя позвал?». Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка. Взрослый изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок должен отгадать, кто его позвал.
  9. Игра «Лесенка». Для игры понадобится картинка с изображением лесенки и маленькая игрушка (любой персонаж, например, зайчик). Зайчик «шагает» по лесенке – взрослый передвигает зайчика снизу-вверх и потом обратно (затем это может делать и сам ребёнок)  – и поёт песенку «а-а-а-а» (или «ля-ля-ля») то тихо, то громко. Если зайчик внизу лесенки, то петь нужно тихо, постепенно зайчик поднимается по лесенке вверх, песенка становится всё громче и громче.

1 вариант: после показа взрослым ребёнок сам поёт песенку с разной силой голоса (тихо-громче-громко и наоборот) в соответствии с передвижением зайчика по лесенке.

2 вариант: ребёнок закрывает глаза, взрослый поет песенку то тихо, то громко, ребёнок должен отгадать, где находится зайчик – вверху или внизу лесенки.

  1.  Игра «Тихо-громко». 

1 вариант: взрослый говорит какое-либо слово или короткую фразу с разной силой 

голоса. Ребёнок должен сказать «тихо» или «громко» было сказано это слово (фраза). 

2 вариант: для игры понадобится две игрушки, например, собачка и котик. Взрослый 

определяет, кто из них говорит громко, а кто – тихо, и демонстрирует на примере фразы 

или одного слова. Затем ребёнок должен отгадать, кто – собачка или котик – сказал 

фразу (слово).



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игры на развитие фонематического слуха

  Игра «Угадай, что звучит ». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды...