вторник, 17 октября 2023 г.

Этапы автоматизации поставленных звуков

 



1. Автоматизация изолированного звука.   Сначала звук необходимо закрепить изолированно, т.е. отдельно от всех других звуков (поскольку в потоке речи звуки испытывают взаимные влияния – сравните произношение звука С в словах «сыр» и «сумка»).

«Чем сложнее динамический стереотип (слово, звук), тем труднее он усваивается. Когда же он усвоен, то достаточно действия одного из его раздражителей, чтобы он полностью снова возник. Старый, неподкрепляемый стереотип некоторое время удерживается в коре мозга, затем постепенно уступает место новому, подкрепляемому.   Так, если звук Ш вызывался такими раздражителями, как произнесение педагогом этого звука, показ артикуляции перед зеркалом и имитация движения языка рукой, то впоследствии достаточно только такого движения руки, чтобы ребенок произнес этот звук. 


 2. Автоматизация звука в слогах.  После того, как ребенок достаточно свободно выполняет нужные артикуляционные движения, и звук получается правильно, приступаем к автоматизации в слогах. 

 

3. Автоматизация звука в словах.

Очень сложный этап в формировании правильного произношения. В каждом произносимом слове ребенок сталкивается с тем, что ему привычнее сказать свой обычный неправильный звук, а мы просим его «Скажи правильно». Сказать правильно нужно во всех словах, назвать правильно картинки и тд. На этом этапе очень необходима помощь родителей. Слова нужно повторять не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Чтобы у ребенка формировался новый стереотип: «Этот звук нужно правильно говорить везде, в любых условиях и не только с логопедом».


4.Автоматизация звука в самостоятельной речи.  Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации. Здесь тоже необходимо соблюдать некоторые правила.  Некоторое время ребенок не может одновременно думать о двух вещах сразу – что сказать и как сказать.

Поначалу следить за звукопроизношением будет только родитель – у него вырабатывается «сторожевой рефлекс», когда взрослый приучается следить за двумя вещами сразу: поддерживать беседу и отмечать все неправильности произношения. Чтобы ребенок научился использовать новый правильный звук, нужно после каждой ошибки дать ребенку образец слова и настоять на правильном повторении слова. «Мама, купи мне масынку» - «МаШШШинку» - «Да, маШШШинку» - «Молодец!». Обычно спустя некоторое время ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игры на развитие фонематического слуха

  Игра «Угадай, что звучит ». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды...