воскресенье, 14 января 2024 г.

Звук [Ч]. Лексический материал для автоматизации звука



 ЗВУК «Ч»

1 задание. Звукоподражание:

Как чикают ножницы: чик-чик-чик.

Паровоз: ч-ч-ч

2 задание. Покажите цветовой сигнал на звук «Ч» в словах:

Чай, дом, дочь, тачка, петь, печь, мять, круг, птичка.

3 задание

а/ Повторите за мной:

    ча-ча-ча- чай                чок-чок-чок- каблучок

    чи-чи-чи- чиж              чу-чу-чу- чудо

б/ Повторите чистоговорки:

    ча-ча-ча- в комнате свеча                          чок-чок-чок- у нас пятачок

    чо- чо- чо- у меня болит плечо                 ачка-ачка-ачка- у Вовы тачка

    чу-чу-чу- молоточком я стучу                  очка-очка- новая бочка

    чи-чи-чи- у меня ключи                             ач-ач-ач- дайте мне калач

    ча-ча-ча- мы видели грача                         оч-оч-оч- наступила ночь

    чи- чи- чи- прилетают к нам грачи

    4 задание.

  а/ Игра «Эхо»:

  слоги: ач- ач- оч- ач;   уч- ач- уч- уч;     ич- оч- оч- ич; 

              чка-чка- чко-чку;          чта-что-что-чти;

       слова: (утрированно произносить звук «Ч»)

                  плачь, ткач, калач, дочь, ночь, печь, ключ, меч, мяч, колючка

 б/ Договорите слово: 

   кирпи…(ч)         пуга…(ч)         кала…(ч)            труба…(ч)

   кули…(ч)           цирка…(ч)       сила…(ч)           скрипа…(ч)

задание

а/ Разделите слова на слоги: 

   тачка               пачка                 качка              дачка           

   тучка               печка                бочка               дочка

   почта              веточка             чтение             ночка 

      б/ Игра «Один- много».

     Дача- дачи,  куча-…,  туча-…,  свеча-…,  встреча-…,  ночь-….  

     Дачи- дача,  кучи-…,  тучи-…,  свечи-…,  встречи-…,  ночи-….

  в/«Скажите ласково» /стул- стульчик/

    цветок- …            сундук-…           бок-…                   заяц-…

    шапка-…              сук-…                 каблук-…             замок-…

    подушка-…          бык-…                палец-…               звезда-…

г/ Измените слова по образцу. Образец: Лена- Леночка.

  Лёня-…, Оля-…, Сеня-…, Сёма-…, Света-…, Нина-…, мама-…, папа-…, тётя-…, дядя-….

6 задание. а/ Повторите слова, составьте их схемы:

       чайка                             чайник                  каланча                   волчок

       внучок                           чистый                 чугун                       чудак

       пчелка                           галчонок               чек                           мячик

       волчонок                       ключи                   качели                     чучело

б/ Замените на звук «Ч» первый звук в слове, которое я произнесу. Какое новое слово получится?

       Гайка- чайка        басы- часы        кашка- чашка       худо- чудо

       Шары- чары         масть-часть      тёлка- челка          тайник- чайник

в/ Замените последний звук в слове, которое я произнесу, на звук «Ч». Какое новое слово получится?

   Враг-   врач      грамм-  грач       усат-  усач    мять- мяч

   Ткань- ткач      кулик- кулич      мел-   меч     сыт-  сыч

   План-  плач     смерть- смерч     бить – бич     клюв- ключ

   г/  «Волшебная цепочка»:

   Дачка- Качка- Пачка- Тачка- тОчка- Почка- Бочка- Мочка- Дочка- Ночка- Кочка- кУчка- Ручка- Тучка- Щучка- щЁчка.

    д/ Послушайте, как интересно: предмет становится меньше, а слово, которое его обозначает длиннее.

    Бак- бачок- бачочек     сук- сучок- сучочек     крюк- крючок- крючочек

    Бык- бычок- бычочек   лак- лачок- лачочек     волк- волчок- волчочек

     Бок- бочок- бочочек    знак- значок- значочек  внук- внучок- внучочек

7 задание. а/ Повторите словосочетания. Ответьте на вопросы: Чёрная туча. Какая туча? Чёрное что?

  Чёрная туча               Прочная чеканка           Четвёртый четверг.

  Чёрный чехол            Кирпичная печка           Чугунный чугунок

  Чуткий человек         Гремучий ручей             Удачливый чемпион

  Горячий чай               Пачка печенья                Горячий горчичник

б/ Повторите предложения, составьте их схемы:

  Дочь катит мяч. В комнате печь. Ключ упал на пол. Бич- это кнут. На бочке белочка. На веточке в мае почки.  Мама сказала больному лечь.  Вова катит тачку. Внучка надевает бабушкины очки.  Мамочка топит печку. Птичка- невеличка клюет ячмень.

     в/ Повторите словосочетания, предложения.

   Напиток из чая- чайный. Компот из черники- черничный. У пчелы и голова пчелиная. У девочек привычки девчоночьи. Чайка чаю не пьёт, хоть и чайкой слывет. Грачи грачатам кричат, грачи берегут грачат. На тачке возят кирпичи для дачки. На болоте - кочки, а обручи- на бочке. На черёмухе - почки, а у мамы- дочки. К причалу причаливают, а от причала отчаливают. Ученики учатся по учебникам.  

 г/ Повторите предложения, составьте их схемы:

В чайнике чай. Над дачей туча. На тачке куча глины. Девочка летом отдыхает на даче. Таня Ткачева получает отличные отметки. Научите Вовочку читать. Девочка помогает маме чинить чулки. Девочка учит чижика читать.

8 задание. а/ Выучите понравившееся стихотворение.

Печка печёт,                  В бочке- водички,       У чудесной ёлочки

А речка течёт.               На бочке- синичка.      Частые иголочки,

Печка молчит,               Пьёт часто синичка     Частые иголочки

А речка журчит.            Из бочки водичку.        У чудесной ёлочки.

9 задание.

Ответьте на вопросы полным предложением:

Чем отпирают замок?    Когда светит луна?     Где получают посылки?

В чём заваривают чай?  Кто кладет печи?      Кто учит учеников в школе?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игры на развитие фонематического слуха

  Игра «Угадай, что звучит ». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды...