Предлагаю вашему вниманию систему упражнений для развития фонематического слуха.
Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.
👉🏻Первый уровень - узнавание неречевых звуков
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
«Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
«Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
«Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
👉🏻Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте
«Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.
«Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
👉🏻Третий уровень - различение сходных по звучанию слов
«Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота; «вагон- фагон-вагон-вакон-факон»; «бумага-пумага-тумага-пумака-бумака»). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
«Не ошибись». Ребёнку предлагается повторить похожие слова сначала по два, затем по три в названном порядке: мак-бак-так, моток-каток-поток, ток-тук-так, батон-бутон-бетон, бык-бак-бок, ком-дом-гном, нитка-ватка-ветка.
👉🏻Четвертый уровень - различение слогов
«Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
«Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа", на-на-па, на-но-на, ка-ка-га, па-ба-па.
Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
👉🏻Пятый уровень - различение звуков
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - вввв, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
«Внимательные ушки». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий