среда, 17 января 2024 г.

Развиваем речь в режимных моментах

 


Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах.

Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.

 Режимные моменты

  • Утренний прием детей;
  • Утренняя разминка;
  • Общее приветствие, групповой сбор;
  • Организация культурно- гигиенических навыков;
  • Подготовка к приёму пищи;
  • Приём пищи (завтрак, обед, полдник);
  • Подготовка к НОД;
  • Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки;
  • Подготовка ко сну, сон
  • Групповой сбор (подведение итогов деятельности за день).
  • Игровая, трудовая деятельности, индивидуальная работа с детьми.


Утренний прием детей. 

Например, утром, встретив ребят, можно проговорить утреннее приветствие: Здравствуй, солнце! 

Здравствуй, небо! 

Здравствуй, вся моя Земля! 

Мы проснулись очень рано, 

И приветствуем тебя! 

Пришли дети в детский сад, 

Здесь игрушки ждут ребят, 

Ждет здесь Машу верблюжонок, 

Сашу ждет большой слоненок, 

Даша с мишкою играет, 

Тёма Даше помогает, 

Нянчит Наденька мартышку, 

А Кирюша смотрит в книжку. 

Детям весело в саду! 

С ними я сюда приду.


Проведение утренней гимнастики.

На зарядку, становись!

Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам.

Пусть болезни нас бояться,

Пусть они не ходят к нам.

Раз - два, Шире шаг!

Делай с нами так!

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку,

Выполняем упражненья

Строго по порядку:

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой, 

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись!

Организация культурно - гигиенических навыков.

Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот

процесс будет сопровождаться словами:

Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли теплою водой,

Мыли, мыли, мыли, мыли -

Бело - набело отмыли.

Или:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Детям постарше можно сменить четверостишье:

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:

Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашу не ест, кто молоко не пьет –

Забодает, забодает, забодает.

Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,

Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне… Вот и кончился обед.

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. 

Вот некоторые примеры физкультминуток:

Ветер дует нам в лицо - закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше.          

Хомка, хомка, хомячок - полосатенький бочок,

Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,                             

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять - Хомка хочет сильным стать.

 

То прогнет, то выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз - пушистый кот.                               

Чешет он себя за ушком.

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке: когти, шерсть и аппетит.


Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки.

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом

общения возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. 

Во время одевания на прогулку можно использовать такую речевую игру:

Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять.

Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай, и одежду доставай.

Собери носок в гармошку, и надень его на ножку.

Ты другой носок возьми, точно так же натяни.

А теперь скорей вставай и штанишки надевай.

Посмотри, на улице стало холодать.

Пришло время кофточку деткам надевать.

Тушки – тутушки, где твои ушки?

Ушки в шапке, не достанут лапки

Чтобы ушки не болели, быстро шапочку надели.

А потом и куртку.

Так, во время одевания или раздевания детей, воспитатель разговаривает с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д.


Подготовка ко сну, сон.

Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.

Дневной сон

Тишина у пруда,

Не колышется вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия. Игры, самостоятельная деятельность детей

Каждому ребенку минутки – пробудки поднимют настроение:

Светит полная луна - за волной бежит волна,

Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море...

Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум...

Но так долго вредно спать - нам давно пора вставать.

Дети просыпаются.

Солнце уж не спит давно,

Смотрит к нам оно в окно.

Хорошо Вам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Тихо- тихо колокольчик позвени,

Всех мальчишек и девчонок разбуди.

Все проснулись, потянулись.

И друг другу улыбнулись.

Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста

 



Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.


Предлагаю вашему вниманию такие упражнения:


🔴«Ухо - нос»

левой рукой возьмемся за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».


🔴«Кулак – ребро – ладонь»

Показать три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола. Сначала павой рукой, потом – левой, затем двумя.


🔴«Велосипед»

Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснутся ладонями ладоней партнера. Совершать движения аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза.


🔴«Лягушка»

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо. 8-10 повторений.


🔴«Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций с ускоряющимся темпом.


Применение кинезиологических упражнений и приёмов формирует у детей умение понимать словесные инструкции, развивает темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащает словарный запас, формирует связную речь.

понедельник, 15 января 2024 г.

Учимся различать глухие и звонкие согласные звуки




Если у вашего дошкольника есть вопросы, как отличить глухой звук от звонкого, предлагаем разобраться в этом вместе, а затем проверить, насколько хорошо ребёнок усвоил тему «звонкие и глухие согласные», при помощи простых упражнений.


✅Для образования звонких звуков необходим не только шум, который производит воздух, проходя через преграду. Чтобы звук обрёл звонкость, нужен ещё и голос — поэтому в тот момент, когда мы произносим звонкий звук, голосовые связки слегка вибрируют. Ощутить эту вибрацию можно, прикоснувшись к горлу рукой. При произнесении глухих звуков эта вибрация не ощущается — голосовые связки в процессе не участвуют.


✅Ещё один способ отличить звонкий согласный от глухого — произнести звук, закрыв уши ладонями. Вибрация голосовых связок позволяет услышать звонкий звук даже с закрытыми ушами, в то время как глухой слышен не будет.


Упражнения для самопроверки:

 1 В каких словах произносится звонкий согласный звук в конце слова: мышь, холод, бор, плач, стол, чай, обоз, дом? (Ответ: Бор, стол, чай, дом.)

 2 Какие слова получатся, если заменить в этих примерах звонкий согласный в начале на парный глухой: день, жар, голос, дочка, жалость, гол, борт? (Ответ: Тень, шар, колос, точка, шалость, кол, порт.)

воскресенье, 14 января 2024 г.

Звук [Ч]. Лексический материал для автоматизации звука



 ЗВУК «Ч»

1 задание. Звукоподражание:

Как чикают ножницы: чик-чик-чик.

Паровоз: ч-ч-ч

2 задание. Покажите цветовой сигнал на звук «Ч» в словах:

Чай, дом, дочь, тачка, петь, печь, мять, круг, птичка.

3 задание

а/ Повторите за мной:

    ча-ча-ча- чай                чок-чок-чок- каблучок

    чи-чи-чи- чиж              чу-чу-чу- чудо

б/ Повторите чистоговорки:

    ча-ча-ча- в комнате свеча                          чок-чок-чок- у нас пятачок

    чо- чо- чо- у меня болит плечо                 ачка-ачка-ачка- у Вовы тачка

    чу-чу-чу- молоточком я стучу                  очка-очка- новая бочка

    чи-чи-чи- у меня ключи                             ач-ач-ач- дайте мне калач

    ча-ча-ча- мы видели грача                         оч-оч-оч- наступила ночь

    чи- чи- чи- прилетают к нам грачи

    4 задание.

  а/ Игра «Эхо»:

  слоги: ач- ач- оч- ач;   уч- ач- уч- уч;     ич- оч- оч- ич; 

              чка-чка- чко-чку;          чта-что-что-чти;

       слова: (утрированно произносить звук «Ч»)

                  плачь, ткач, калач, дочь, ночь, печь, ключ, меч, мяч, колючка

 б/ Договорите слово: 

   кирпи…(ч)         пуга…(ч)         кала…(ч)            труба…(ч)

   кули…(ч)           цирка…(ч)       сила…(ч)           скрипа…(ч)

задание

а/ Разделите слова на слоги: 

   тачка               пачка                 качка              дачка           

   тучка               печка                бочка               дочка

   почта              веточка             чтение             ночка 

      б/ Игра «Один- много».

     Дача- дачи,  куча-…,  туча-…,  свеча-…,  встреча-…,  ночь-….  

     Дачи- дача,  кучи-…,  тучи-…,  свечи-…,  встречи-…,  ночи-….

  в/«Скажите ласково» /стул- стульчик/

    цветок- …            сундук-…           бок-…                   заяц-…

    шапка-…              сук-…                 каблук-…             замок-…

    подушка-…          бык-…                палец-…               звезда-…

г/ Измените слова по образцу. Образец: Лена- Леночка.

  Лёня-…, Оля-…, Сеня-…, Сёма-…, Света-…, Нина-…, мама-…, папа-…, тётя-…, дядя-….

6 задание. а/ Повторите слова, составьте их схемы:

       чайка                             чайник                  каланча                   волчок

       внучок                           чистый                 чугун                       чудак

       пчелка                           галчонок               чек                           мячик

       волчонок                       ключи                   качели                     чучело

б/ Замените на звук «Ч» первый звук в слове, которое я произнесу. Какое новое слово получится?

       Гайка- чайка        басы- часы        кашка- чашка       худо- чудо

       Шары- чары         масть-часть      тёлка- челка          тайник- чайник

в/ Замените последний звук в слове, которое я произнесу, на звук «Ч». Какое новое слово получится?

   Враг-   врач      грамм-  грач       усат-  усач    мять- мяч

   Ткань- ткач      кулик- кулич      мел-   меч     сыт-  сыч

   План-  плач     смерть- смерч     бить – бич     клюв- ключ

   г/  «Волшебная цепочка»:

   Дачка- Качка- Пачка- Тачка- тОчка- Почка- Бочка- Мочка- Дочка- Ночка- Кочка- кУчка- Ручка- Тучка- Щучка- щЁчка.

    д/ Послушайте, как интересно: предмет становится меньше, а слово, которое его обозначает длиннее.

    Бак- бачок- бачочек     сук- сучок- сучочек     крюк- крючок- крючочек

    Бык- бычок- бычочек   лак- лачок- лачочек     волк- волчок- волчочек

     Бок- бочок- бочочек    знак- значок- значочек  внук- внучок- внучочек

7 задание. а/ Повторите словосочетания. Ответьте на вопросы: Чёрная туча. Какая туча? Чёрное что?

  Чёрная туча               Прочная чеканка           Четвёртый четверг.

  Чёрный чехол            Кирпичная печка           Чугунный чугунок

  Чуткий человек         Гремучий ручей             Удачливый чемпион

  Горячий чай               Пачка печенья                Горячий горчичник

б/ Повторите предложения, составьте их схемы:

  Дочь катит мяч. В комнате печь. Ключ упал на пол. Бич- это кнут. На бочке белочка. На веточке в мае почки.  Мама сказала больному лечь.  Вова катит тачку. Внучка надевает бабушкины очки.  Мамочка топит печку. Птичка- невеличка клюет ячмень.

     в/ Повторите словосочетания, предложения.

   Напиток из чая- чайный. Компот из черники- черничный. У пчелы и голова пчелиная. У девочек привычки девчоночьи. Чайка чаю не пьёт, хоть и чайкой слывет. Грачи грачатам кричат, грачи берегут грачат. На тачке возят кирпичи для дачки. На болоте - кочки, а обручи- на бочке. На черёмухе - почки, а у мамы- дочки. К причалу причаливают, а от причала отчаливают. Ученики учатся по учебникам.  

 г/ Повторите предложения, составьте их схемы:

В чайнике чай. Над дачей туча. На тачке куча глины. Девочка летом отдыхает на даче. Таня Ткачева получает отличные отметки. Научите Вовочку читать. Девочка помогает маме чинить чулки. Девочка учит чижика читать.

8 задание. а/ Выучите понравившееся стихотворение.

Печка печёт,                  В бочке- водички,       У чудесной ёлочки

А речка течёт.               На бочке- синичка.      Частые иголочки,

Печка молчит,               Пьёт часто синичка     Частые иголочки

А речка журчит.            Из бочки водичку.        У чудесной ёлочки.

9 задание.

Ответьте на вопросы полным предложением:

Чем отпирают замок?    Когда светит луна?     Где получают посылки?

В чём заваривают чай?  Кто кладет печи?      Кто учит учеников в школе?